суббота, 20 апреля 2013 г.

Качество обслуживания туристов


Одним из составляющих современного туроперейтинга является регулирование качества туристского обслуживания.
Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающая ее способность удовлетворять определенные желания потребителей.
Качество услуги - это совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя (ГОСТ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг).
Качество туристского обслуживания - это комплекс услуг и мероприятий, обладающих свойствами удовлетворять потребности и желания туристов на отдыхе и в путешествиях.
Комплексный характер туристского обслуживания затрудняет выработку единого показателя качества работы туроператора. Кроме того, при конечном едином понимании качества обслуживания туристов существует, так сказать, два подхода к определению качества работы туроператора: агентский и потребительский.

Агентский подход к этой проблеме рассмотрим на примере исследования, проведенного информационной службой БАНКО (табл. 3.2), результаты которого были опубликованы в журнале «Туризм: практика, проблемы, перспективы».

В процессе исследования был проведен опрос руководителей и менеджеров 502 московских туристских фирм.
Данные этой таблицы - экспериментально-выборочные и не могут претендовать на серьезные научные выводы. Однако на их примере можно видеть, что наибольшее значение на сегодняшний день для партнерской агентской сети имеют такие показатели качества работы туроператора, как четкость и оперативность во взаимодействии с турагентами, стабильность деятельности, оптимальность соотношения цены и качества услуг, профессионализм персонала, индивидуальный подход к партнерам и выгодная ценовая политика. Эти показатели являются основными в оценке деятельности любого туроператора.
Потребительский подход к определению качества концентрируется на углублении понятия качества обслуживания туристов.
Туристское обслуживание как продукт характеризуется не только комплексностью, но и такими специфическими факторами, как нематериальность, неосязаемость, неспособность к транспортировке и хранению, а также сильной зависимостью от конкретного исполнителя (гида, экскурсовода, инструктора и т. д.), В отличие от промышленности, где существует технический контроль и можно продукцию забраковать, вернуть на доработку, в туризме этого нет. Туристское обслуживание потребляют такого качества, в каком оно произведено. И на это качество влияет масса прямых и косвенных факторов, таких, как материальная база, ресурсы, технологии, инфраструктура и др. В оценке потребителями качества туристского продукта немаловажными являются и такие его свойства, как надежность, безопасность, информационная достоверность, психологический комфорт.
Туристское обслуживание должно удовлетворить целый комплекс разнообразных потребностей: в путешествии, питании, проживании, познавательных экскурсиях, спортивных и развлекательных мероприятиях и т. д. Во время программных туров предполагается удовлетворение специфических потребностей в лечении, деловых встречах, походах и др.
На качество обслуживания, кроме перечисленных выше факторов, влияет ассортимент предлагаемых услуг. Но сам по себе ассортимент не обеспечивает качества. Необходимы комплексность услуг и товаров, их направленность на конкретного потребителя, а также своевременность их предоставления, что оказывает огромное влияние на качество обслуживания. Туризм в качестве ресурсов использует природно-климатические, культурно-исторические и другие ценности, в процессе потребления которых удовлетворяются эстетические, эмоциональные, психологические и прочие потребности человека. Влияние психологических факторов значительно расширяет и усложняет смысл понятия «качество обслуживания», так как вносит элементы субъективного подхода к оценке качества.
Для качества туристского обслуживания имеют значение и такие, не поддающиеся прямому измерению характеристики, как эстетика, комфортность, этика, культура труда, поведения и речи.
Критерий качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов. С помощью этих показателей можно сравнивать работу различных предприятий туристской индустрии.
Для гостиницы, например, такими показателями могут быть: быстрота размещения туристов; соответствие предоставляемых номеров классу обслуживания; четкость работы всех служб гостиницы; комфортность; чистота номеров и общественных помещений; наличие дополнительных услуг; разнообразие меню; высокое качество приготовления пищи, а главное - отсутствие нареканий со стороны туристов.
Для экскурсионного обслуживания основными показателями качества являются познавательность, полнота и достоверность информации, эстетичность, оптимальность маршрута, культура речи и квалификация экскурсовода, выразительность и оригинальность художественного замысла и транспортное обеспечение.
Для туроперейтинга качество тура определяют состав услуг, их уровень, программный и анимационный подходы, квалификация гида. Особенность деятельности туроператора, как уже говорилось, состоит в том, что после реализации туров потребителю посредством продажи путевок их взаимоотношения с туристами не прекращаются. Выезжая на маршрут, турист получает заранее оплаченные им услуги. Определив цену тура в соответствии с уровнем предполагаемого обслуживания, туроператоры обязаны гарантировать предоставление именно тех, а не иных услуг.
Международный туристский рынок уже давно признает дифференциацию спроса.  Существуют туры для богатых с предоставлением дорогостоящих услуг; экономические - для небогатых потребителей; программы путешествий для бабушек, дедушек и их внуков; автобусные путешествия для подростков; путешествия на яхтах и плотах только для женщин; поездки за свежим воздухом для некурящих; мужские вояжи с охотой и рыбалкой и др. Организация специализированных туров требует детальной разработки маршрута и услуг, их тематического соответствия и оптимальных программ обслуживания.
В технологии обслуживания туристов большое значение имеет квалификация гида, работающего с туристами, так как это тот человек, который отвечает за качество обслуживания своим личным участием. Кроме высокой квалификации, гид должен полностью владеть информацией по программе обслуживания и по возможным заменам того или иного вида обслуживания.
В России существуют государственные требования к разработке туристского продукта, которые можно считать требованиями по качеству. Общие требования к туристским услугам, определяющие первичные параметры качества турпродукта, изложены в главе «Проектирование тура» ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования», где говорится, что обязательными требованиями к любому туру и туристскому обслуживанию являются: безопасность жизни, здоровья и имущества граждан и охрана окружающей среды. Рекомендуемыми ГОСТом требованиями (а значит, обязательными) являются: соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживающего персонала, комфортность, эстетичность и эргономичность.
Разработчики ГОСТа ориентировались на опыт работы туристской отрасли страны, на зарубежные стандарты, а также на исследования потребностей туристов. Поэтому данные параметры также являются базовыми показателями качества туристского обслуживания.
Итак, обобщая вышеизложенное, можно сформулировать основные направления в организации качества обслуживания туристов:
                        потребительское качество каждой отдельной услуги (размещение, питание, доставка, экскурсии и пр.);
                        функциональное соответствие услуг требованиям определенного сегмента обслуживания (дифференциация);
                        качественная технология предоставления услуг (ее эргономичность и комфортность);
                        гарантия в предоставлении заранее оплаченных услуг;
                        анимация обслуживания;
                        гарантия безопасности жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды;
                        квалифицированные кадры.
Каждый из этих аспектов важен и служит достижению качественного обслуживания туристов Показатели качества оговариваются и утверждаются в договоре купли-продажи, заключаемом с клиентом.
Система качества в туризме утверждена ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг». Этот стандарт устанавливает основные требования к системам обеспечения качества услуг в соответствии с международными стандартами ИСО (ISO) 9004, 9002 и направлен на обеспечение необходимого качества предоставляемых потребителю услуг. Стандарт предназначен для сертификации систем качества услуг, а также для оценки систем качества на предприятиях, оказывающих услуги населению.
Этот стандарт не является чисто туристским, он определяет системы качества и их оценку на предприятиях, оказывающих услуги населению. Поскольку туризм - это прежде всего оказание туристских услуг, то данный стандарт распространяется и на туристские предприятия.
Требования к системе качества услуг предусматривают ответственность руководства предприятия по отношению к политике в области качества; к организации работы по качеству; к анализу функционирования системы качества со стороны руководства.
Основные положения ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг»:
Пункт 3.1.1. Политика в области качества.
«Руководство сервисной организации должно определить и документально оформить политику в области качества, представляющую задачи, основные направления и цели сервисной организации в области качества. Руководство сервисной организации несет ответственность за политику в области качества, должно обеспечить ее разъяснение и доведение до всех структурных подразделений и работников предприятия. Ответственность за политику в области качества несет руководитель».
В примечании к данному пункту сказано: «Политика сервисной организации в области качества услуг должна быть направлена на реализацию следующих основных задач: удовлетворение потребителя с точки зрения профессиональных стандартов и этики, непрерывное повышение качества услуги, учет требований общества и защиты окружающей среды, эффективность предоставления услуги».
222
Пункт 3.1.2. Организация работы по качеству.
3 1.2 1. «Полномочия и ответственность. В системе качества должны быть четко определены полномочия, отвегственность и взаимодействие всего персонала сервисной организации, осуществляющего руководство, исполнение услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг. Это, в частности, относится к обслуживающему персоналу, деятельность которого связана с:
выявлением и регистрацией претензий, жалоб, рекламаций со стороны потребителей услуг;  проведением мероприятий, направленных на их устранение и предупреждение;  проверкой выполнения решений.
Для достижения целей в области качества руководитель должен создать структуру системы для эффективного управления».
Важным моментом в организации качества обслуживания является обеспечение потребительского качества услуг, входящих в комплекс туристского обслуживания. Об этой стороне качества в ГОСТе говорится в разд. 3.5: «Сервисная организация должна выбирать поставщиков необходимой продукции (услуг. - Лет) на основе их способности удовлетворять установленным в системе требованиям, включая требования к качеству. Сервисная организация должна определять и вести регистрацию удовлетворяющих ее поставщиков.
Система качества должна предусматривать материально-техническое (содержательное. -Авт.) обеспечение сервисной организации (исполнителя услуги) всеми необходимыми ресурсами (материалами, комплектующими изделиями, оборудованием, инструментами и др.)». В туристском случае - это ресурсы туризма: размещение, питание, экскурсии, досуг, рекреационные ресурсы, транспорт и пр.
«Договоры на поставку продукции или оказание услуг (с поставщиками услуг. - Авт.) должны содержать точное описание заказанной продукции или получаемых услуг, включая:
1) наименование продукции или услуги, тип, вид, модель, класс, сорт или другую точную информацию;
2) нормативные и технические документы (технические условия, техническое описание, чертежи, требования к технологическому процессу, инструкции по контролю и другие соответствующие исходные данные, включая требования к апробации).
Сервисная организация должна осуществлять входной контроль.. . качества услуг сторонних организаций».
Раздел 3.8. Контроль и оценка качества услуги.
«Сервисная организация обязана:
                        проверять и идентифицировать услугу в соответствии с документированными процедурами;
                        устанавливать соответствие услуги определенным требованиям с помощью методов регулирования технологических процессов и процессов управления;
                        обеспечить самоконтроль персонала, предоставляющего услугу, как составную часть процесса контроля;
                        обеспечить приоритет потребителя в оценке качества услуг;
                        ввести практику регулярной оценки степени удовлетворенности потребителя услуг путем проведения социологических опросов.

Сравнение оценок потребителя и исполнителя услуг следует проводить постоянно, чтобы определить, насколько деятельность последнего отвечает требованиям потребителя и произвести корректирующие действия».
В случае туроперейтинга целесообразно ввести еще одну, третью, меру качества: оценку качества каналом сбыта - туристским агентством, также оказывающим своим выбором определенное влияние на качество деятельности туроператора.
Результаты контроля (оценки) должны регистрироваться.
«Исполнитель услуги должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, обеспечивающие получение информации от потребителя услуги.
Анализ информации, получаемой от потребителя, необходим для того, чтобы обеспечить:
                        правильное установление требований к услуге и условиям обслуживания и их отражение в документации;
                        разрешение вопросов, связанных с расхождением требований, заложенных в систему, от требований потребителя;
                        уверенность исполнителя услуги в своей способности выполнить требования потребителя.

Источниками получения соответствующей информации от потребителей являются: социологические обследования, информация обществ потребителей, средств массовой информации, муниципальных органов управления.
В случае необходимости сервисная организация должна разработать процедуры, обеспечивающие выбор статистических методов, необходимых при сборе данных и их применении в процессе контроля (проверки) качества, при отработке технологического процесса, анализе дефектов, прогнозировании спроса и требований потребителя, обработке результатов социологического обследования по удовлетворенности потребителей качеством услуг и условий обслуживания (пункт3.17)».
Раздел 3.9. Взаимодействие с потребителем.
«Эффективное взаимодействие с потребителем включает информацию о:
                        характеристике услуги, ее области деятельности, доступности и затратах времени на ее предоставление;
                        ожидаемой стоимости услуги;
                        взаимосвязи между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью;
                        возможности влияния потребителей на качество услуги;
                        адекватных и легкодоступных средствах для эффективного общения;
                        возможности получения оценки качества услуги потребителем;
                        установлении взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями потребителя».

3.1.2.2. Средства контроля (проверки) и персонал. «Сервисная организация должна определять требования
к внутренней проверке качества исполнения услуг, обеспечить необходимыми средствами контроля (проверки) и назначить специально обученных сотрудников для ее проведения, Проверка должна включать контроль, оценку и регулирование процессов исполнения услуг при проектировании (моделировании), производстве и обслуживании потребителя. Проверки системы качества процессов исполнения услуг или результата услуг должен проводить персонал, не отвечающий за выполнение работ».
3.1.2.3. Представитель руководства. «Ответственность за надлежащее выполнение требований,
установленных изучаемым стандартом, и соответствующие полномочия в организации работы по качеству должны быть возложены на представителя руководства независимо от других возложенных на него обязанностей».
Пункт 3.1.3. Анализ функционирования системы качества со стороны руководства.
«Систему качества, разработанную в соответствии с требованиями изучаемого стандарта и МС ИСО 9002, должно периодически анализировать руководство сервисной организации, для того чтобы можно было убедиться, что она удовлетворяет установленным требованиям и эффективна. Результаты подобных анализов используют для подтверждения достижения требуемого качества и эффективности функционирования системы».
Анализ, проводимый руководством, обычно включает оценку результатов внутренних проверок, проводимых непосредственно руководством или представителем руководства, ответственным за функционирование системы. В связи с этим п. 3.14 данного стандарта гласит, что сервисная организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры сбора, заполнения, хранения, ведения и изъятия зарегистрированных данных о качестве (рекламаций, жалоб, результатов технического контроля) услуги, данных о проверке знаний производственного персонала и др. Регистрацию данных о проверке следует проводить для подтверждения гарантии качества услуг и эффективности их предоставления.
Важным в данном ГОСТе является и разд. 3.2, регулирующий документальное оформление системы качества. «Сервисная организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества, обеспечивающую соответствие оказываемой услуги установленным требованиям (пункт 3.2.1). Эта система включает:
а) подготовку документально оформленных процедур управления качеством в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
б) эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества».
В примечании к данному пункту говорится о том, что соответствие системы качества установленным требованиям обеспечивается:
а) наличием планов и руководства по качеству;
б) определением и приобретением необходимого контрольно-измерительного и технологического оборудования, технологической оснастки, материальных ресурсов и подбором квалифицированных кадров для обеспечения требуемого качества услуг;
в) определением приемлемых стандартов с точки зрения заложенных в них показателей и требований, включая требования, содержащие субъективный элемент (социологическая оценка удовлетворенности потребителя качеством услуги);
г) обеспечением соответствия процессов проектирования, предоставления услуги и контроля требованиям документации;
д) подготовкой отчетов по качеству.
Раздел 3.4. Процедуры разработки, ведения и обеспечения документацией.
«Сервисная организация должна установить процедуры разработки, ведения и обеспечения всеми документами и данными, относящимися к системе.
Документация должна быть рассмотрена и утверждена полномочным лицом до ее введения в действие.
Все составляющие, требования и положения системы качества, принятые сервисной организацией, должны быть систематически и упорядоченно документированы в виде планов, методик, стандартов предприятий, инструкций и протоколов.
Сервисная организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры ведения всех необходимых документов и форм, банка данных, относящихся к требованиям данного стандарта. Такие требования должны обеспечивать:
а) предоставление документов на все производственные участки, где выполняются работы, обеспечивающие эффективное функционирование системы качества;
б) своевременное изъятие устаревшей документации;
в) включение изменений в документацию (ее аннуляция). Следует разработать основной перечень процедур, определяющих порядок постоянного пересмотра документов.
Сервисная организация должна осуществлять внутренние проверки качества с целью проверки соответствия деятельности в области качества запланированным мероприятиям и определения эффективности функционирования системы качества. Проверку следует планировать на основе состояния и важности различных видов деятельности. Проверки и последующие мероприятия следует проводить в соответствии с документально оформленными процедурами. Результаты проверок следует оформлять документально и доводить до сведения персонала, ответственного за проверенный участок работы. Руководство, ответственное за этот участок, должно осуществлять своевременные корректирующие мероприятия и устранять недостатки, выявленные в процессе проверки (пункт 3.15).
Корректировать действия следует при обнаружении ненадлежащего качества предоставляемой услуги, применении несоответствующего оборудования и документации, нарушении технологического процесса, условий и сроков предоставления услуги и т д.
                        Порядок проведения корректирующего воздействия:
                        регистрация отклонения;
                        анализ причин, несоответствий, вплоть до первопричины, для определения необходимого корректирующего воздействия;
                        проведение профилактических действий для решения проблемы;
                        корректирующее воздействие;
                        контроль за мерами корректирующего воздействия;
                        оценка эффективности последствий (пункт 3.12)».
                         
В п. 3.16 ГОСТа говорится о подготовке кадров: «Сервисная организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры определения потребностей и проведения обучения всего персонала, ответственного за работы, влияющие на качество.
Персонал, ответственный за эту работу, должен иметь соответствующую квалификацию (подтвержденную аттестатом, тестированием), знания и опыт, отвечающие установленным требованиям. Данные об обучении следует регистрировать.
Все зарегистрированные данные о качестве должны быть легко читаемы и относиться только к определенной услуге. Сроки хранения зарегистрированных данных должны быть представлены в письменном виде».
При организации работы групп качества в каждой конкретной туристской фирме разумно ориентироваться на опыт использования серии международных стандартов качества ISO-9000. На этот опыт опирались и разработчики рассмотренного ГОСТа (Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг»), о чем есть ссылка в п. 3.1.3.
Структура серии стандартов качества ISO-9000 в общем виде выглядит следующим образом:
                        ISO-9000. Управление качеством и стандарты. Гарантии качества: руководство для выбора и применения.
                        ISO-90O1. Система качества - модель гарантии качества в организации/развитии продукции. Установка и обслуживание.
                        ISO-9002. Система качества - модель гарантии качества продукции и ее установка.
                        ISO-9003. Система качества - модель гарантии качества в конечной проверке и тестирование.
                        ISO-9004. Управление качеством и элементы руководства системой качества.

Рассмотренный выше стандарт основан на ISO-9004, т. е. обеспечение качества по этой системе строится на трех «китах» — понимании, применении, поддержке. Общее направление качества формулируется в виде цели в стратегическом планировании деятельности туристского предприятия.  Внутрифирменные процедуры и ответственность в виде тактических действий выражаются в структуре ответственности руководящего и исполнительного персонала. Рабочие инструкции составляются в виде должностных и производственных инструкций, памяток для исполнительного персонала. Документированный контроль, виды, сроки отчетов и их формы разрабатываются в виде определенных, специально разработанных профессиональных бланков для оценки различных участков и видов работ. Могут быть разработаны формы внесения предложений по изменению и улучшению процесса производства и обслуживания и т. п.
Все эти формы должны постоянно работать и иметь положительный результат.
Необходимо установить строгую ответственность за работу с такими документами, как предложения исполнителей того или иного участка обслуживания (гидов, методистов, агентов, младших менеджеров), чтобы программа по улучшению качества туристского продукта постоянно работала.
Для этого в такие формы вносятся специальные разделы, и не только для исполнителей, но и для руководителей среднего и высшего уровня, определяющие иерархию и сроки ответственности по принятию решений и отчетности по ним.
Итак, исходя из всего изложенного, можно определить стратегическое направление работы по обеспечению системы качества туристского обслуживания:
                        соотнесение оценок качества исполнителя, турагента (партнера) и потребителя;
                        организация системы качества, включающей структуру и иерархию ответственности, методы контроля и подготовку квалифицированного персонала по качеству;
                        документированный контроль, основанный на постоянной обратной связи по предложениям и новшествам.
Необходимо проводить отдельные исследования по каждому направлению оценки качества, заполняя комплексную таблицу и выясняя при этом наиболее актуальные и узловые моменты качества обслуживания конкретных туристов в конкретной фирме на конкретном направлении.
Ильина Е. Н.  Туроперейтинг: организация деятельности.

5 комментариев:

  1. спасибо...чуть помогло))

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  3. «Как семья военного, мы очень благодарны г-ну Ли за профессиональные услуги. он был внимательным, знающим и не торопился, чтобы провести нас через процесс получения кредита. Мы были своевременно проинформированы обо всех важных деталях, которые нам необходимо было принять во внимание. Он был очень доступным, понимающим и заслуживающим доверия. Мы не можем достаточно отблагодарить его за отличный сервис. Мы очень рекомендуем его и чувствуем себя счастливыми, получив его кредитную помощь, которая позволила нам купить дом. Семьи военнослужащих и невоенных, мистер Ли, с которыми вы хотели бы работать для покупки дома и предоставления любого вида ссуды! »
    Г-н Ли Контактная информация кредитного специалиста: WhatsApp: + 1-989-394-3740 Электронная почта: 247officedept@gmail.com

    ОтветитьУдалить
  4. Если вам срочно необходимы быстрые наличные на не большой срок, почему бы и нет? Я обращалась в компанию Кредит-финанс и довольна деньги под залог птс автомобиля! Все поведали без секретов, если не возвращать средства, конечно долг вырастет! Но это я думаю касается банков, но и любой организации предлагающей деньги! Меня проконсультировали и обслужили быстро и воспитанно, есть процент разовый за помощь но это если помогу с получением кредита или займа, если до получки денег нет, то это хороший выход! Я буду обращаться при необходимости!

    ОтветитьУдалить
  5. Легко получить. Есть количество каталогов и сервисов, позволяющих том где купить ссылки для продвижения сайта даром заполучить массу похожих советов. Конкуренции между 2-мя ресурсами нет, результате сего замен ссылками не сотворит конфликтных обстановок.

    ОтветитьУдалить